Распечатать: Не надо бояться народа РаспечататьОставить комментарий: Не надо бояться народа Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Не надо бояться народа Посмотреть комментарии

22 августа 2006

ОБЩЕСТВО

Не надо бояться народа

    По мнению Садырбека Назарова, председателя общественного движения “ААРЫ”, видного хозяйственного деятеля и просвещенца в прошлом, а ныне успешного менеджера одного из столичных театров, Кыргызстан после мартовской революции получил шанс для построения подлинно демократического общества. Предлагаем вашему вниманию интервью с этим человеком, который, по сути, все годы нашей независимости занимался разработкой данной проблематики, создав свой вариант Конституции, основанный на полном народовластии. Книга с текстом проекта его Конституции и статьями по проблемам народовластия выйдет на днях отдельным изданием.
    — Садырбек–байке, вы предлагаете вариант Конституции, который является абсолютно новым и даже революционным. Я тоже предан идеям демократии, однако считаю, что для Кыргызстана будет более полезным, если мы просто воспользуемся опытом развитых стран мира и их конституций, чтобы написать свой Основной закон. Надо ли вообще изобретать велосипед в этой сфере?
    — Дело в том, что народовластия в том виде, в каком я предлагаю, нет ни в одной стране мира. Везде оно присутствует в той или иной степени в ущемленной форме. Кстати, отцы американской демократии при создании своей Конституции двести лет назад тоже были одержимы идеей абсолютного народовластия, но потом передумали и создали свою американскую демократию со всеми современными изъянами и пороками. Там нет полного народовластия, этот принцип реализуется лишь частично во время выборов президента, конгрессменов и губернаторов.
    — А что вы предлагаете в своей Конституции?
    — Безоговорочную передачу всей власти народу. Не надо бояться советского лозунга “Вся власть Советам!”. Он действительно наполнен большим смыслом, хотя коммунистам так и не удалось претворить его в жизнь, и советский народ был бессовестно обманут и отстранен от власти.
    — Почему вы думаете, что теперь можно добиться его реализации?
    — Дело в том, что мир подошел вплотную к реализации народовластия. Сегодня лидеры даже самых отсталых и реакционных стран понимают, что необходимо проводить демократические реформы, то есть делиться властью с народом, чтобы достичь более или менее терпимого и приемлемого общественного согласия и процветания. Но если понятно всем, что надо делиться властью с народом и привлекать его к управлению, то почему бы не отдать власть полностью в его руки? Я абсолютно убежден, что тот народ, который сделает это первым, получит наибольшие выгоды и выдвинется в лидеры.
    — Как вы представляете переход к народовластию и что это такое вообще?
    — Это узаконенное состояние общества, отраженное в Конституции и сознании всех граждан, когда абсолютно все должности в исполнительных органах власти, а также в законодательной сфере выборны и подконтрольны обществу.
    — Как этого можно достичь?
    — Опираясь на существующие административно–территориальные структуры и имеющийся опыт. В своей книге “Эл бийлиги” (“Народовластие”) я подробно описал, как этого можно добиться, и привел необходимые схемы и чертежи. Здесь же я могу лишь сказать о базовых постулатах построения народовластия, всех его структурных звеньев.
     В общем, тут нет ничего особенно сложного. Вся суть заключается в построении эффективно действующего выбора и выдвижения достойных кадров на все руководящие и просто ответственные должности, а также ротации и досрочной замене тех, кто не справился с работой и не оправдал ожиданий.
    — А разве не то же самое делают развитые демократии в мире?
    — Нет, везде механизм народовластия функционирует лишь частично, и поэтому везде так много бюрократии, кумовства, коррупции. Правда, сильное гражданское общество в странах Запада все–таки заставляет работать власти в интересах народа и общества, тогда как логичнее было бы просто отдать всю власть народу. И тогда проблем было бы гораздо меньше.
    — Итак, что вы предлагаете?
     — Начнем с самого низового звена, скажем, с какого–то маленького аила, деревушки, в котором проживает от силы сто человек. Чтобы местная власть на этом и всех последующих уровнях работала эффективно, она должна находиться в руках народа — общего собрания сельчан или курултая. Этот курултай для постоянной работы по проблемам села и его развития выбирает комитет, который представляет из себя единую команду, состоящую из пятнадцати человек, — пять человек, способных работать в госсекторе, пять представителей бизнес–сектора и пять активистов–общественников. Этот комитет сам выберет своего председателя. Получается равносторонний треугольник власти — исключительно устойчивая фигура, в виде кыргызской треноги–тулги, на которую ставится большой казан и варится праздничная еда для всей деревни.
    — Так ли нужен этот треугольник?
    — Это есть сама структура гражданского общества. Только в таком ее виде наше общество — в данном случае жители небольшого села могут эффективно распоряжаться своей судьбой и принимать верные решения во благо всех и каждого. А те представители власти, которые не справляются с возложенными задачами, будут быстро заменяться новыми.
    — А как будут формироваться вышестоящие звенья?
     — Они тоже будут строиться путем выборов в те же самые устойчивые управленческие структуры — тре-
    угольники, или триады. Только здесь уже будет более полное представительство. Каждое аильное собрание избирает представителей на районный курултай — скажем, по одному человеку от каждого сектора. Таким образом сформированный районный курултай может эффективно решать общественные задачи районного уровня. В свою очередь, по тому же принципу избираются областные курултаи, и, наконец, последние формируют республиканский курултай.
     Именно такую структуру, которая реализует принцип, когда абсолютно все решения и назначения идут снизу вверх, я называю народовластием, или подлинной демократией.
    — Садырбек–байке, существует ли опасность хаоса при таком организационном устройстве, когда абсолютно все руководители избираются народом, то есть снизу?
    — Если формирование курултаев и органов власти осуществлять снизу вверх, начиная с самых малых структур, и последовательно идти вперед, то есть вверх, то здесь я не вижу никаких проблем. Народ все будет держать в своих руках, возможно, он будет совершать ошибки при выборах того или иного представителя, но дело в том, что он быстро сможет заменить их на этих курултаях. А что происходит сегодня? Выбираем раз в пять лет депутатов и потом терпим их весь срок, не имея никаких механизмов для контроля их деятельности.
    — Что будет с президентом и его властью?
    — Институт президентства в качестве дополнительного гаранта законности должен быть сохранен. Он должен избираться всенародным голосованием. При этом в качестве вице–президента или второго лица в государстве будет председатель или спикер республиканского курултая.
    — Что будет с традиционными ветвями власти — исполнительной, законодательной и судебной?
    — Начнем с того, что они станут абсолютно независимыми и подчиненными интересам народа. Районные, областные и республиканские курултаи в пределах своей компетенции и полномочий будут назначать или избирать мэров городов, руководителей правоохранительных органов, директоров школ — словом, деятелей абсолютно всех государственных структур и подразделений. Что касается судебной власти, то здесь, думается, будет верным выбирать на республиканском курултае председателя Верховного суда, который уже после займется назначением судей местного уровня. Контроль за деятельностью судов будет осуществляться курултаями.
    Точно так же будет верным оставить за президентом право формирования структур СНБ и Минобороны, но контроль за ними опять же будет осуществляться народом через курултаи. Все остальные должности будут избираться самим народом.
    — Что будет с прессой и со свободой слова?
    — Она будет свободной и независимой. При данной структуре общества и принципах формирования власти газеты и ТВ станут зависимыми только от общественности и будут лезть из кожи вон, чтобы завоевать ее доверие. При этом принципы народовластия будут предотвращать появление так называемой желтой прессы или даже откровенно антиобщественных изданий, чем так страдают почти все западные страны, гордящиеся развитой демократией.
    Словом, подлинное народовластие сможет обеспечить не только быстрое, я бы даже сказал, взрывное развитие общества и его экономики, но и обеспечить высокий уровень морально–психологического климата, межнациональных отношений, гармонии между поколениями и традициями.
    Вот что такое власть народа, и вот почему я верю, что если наши нынешние власти не упустят уникальный шанс, который получил Кыргызстан после мартовской революции прошлого года, то мы можем удивить не только наш регион, но и остальной мир тоже. Не надо бояться народа.
    Беседовал Замир ОСОРОВ.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/15196/


Распечатать: Не надо бояться народа РаспечататьОставить комментарий: Не надо бояться народа Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Не надо бояться народа Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007