Распечатать: Карыбек Молдобаев: Наша беда — отсутствие рационализма РаспечататьОставить комментарий: Карыбек Молдобаев: Наша беда — отсутствие рационализма Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Карыбек Молдобаев: Наша беда — отсутствие рационализма Посмотреть комментарии

25 ноября 2005

УРОЖАЙ

Карыбек Молдобаев: Наша беда — отсутствие рационализма

    Ректора Кыргызско–Турецкого университета «Манас» Карыбека Молдобаева представлять бишкекчанам старшего и среднего поколения не нужно. Но за годы суверенитета Кыргызстана успело вырасти поколение, которое вряд ли помнит и знает, что в 1973–1985 годах К. Молдобаев работал первым секретарем столичного горкома партии, затем два года был секретарем ЦК Компартии Киргизии по идеологии. После обретения Кыргызстаном независимости стал основателем, первым и до настоящего времени бессменным ректором Кыргызско–Турецкого университета «Манас».
    Везде, где бы Молдобаев ни работал, пользовался авторитетом и уважением за честность и принципиальность, преданность делу. В нем удивительным образом сочетаются высокая требовательность к подчиненным с уважительным и доброжелательным к ним отношением.
    Сегодня Карыбек Молдобаев наш собеседник.

    — Карыбек Молодобаевич, вот что значит долгий (более десяти лет) перерыв в нашем общении. Я запамятовал, как правильно пишется ваше имя, обратился за консультацией к своим кыргызскоязычным коллегам, и общими усилиями мы добавили в предыдущем моем с вами интервью в вашем имени лишнюю букву. Мне крайне неловко перед вами, и я приношу вам за это свои искренние извинения.
    Переходя к сути разговора, хочу спросить, чем вам запомнились годы, когда вы возглавляли столичный горком партии, что за это время было создано и построено в тогдашнем городе Фрунзе?
    — Считаю, что мне просто крупно повезло. Именно на 1973–1985 годы пришелся период самого бурного развития промышленности во Фрунзе, определивший его современный архитектурный облик. Свою роль в этом сыграл резкий скачок в развитии машиностроительной и прежде всего оборонной отрасли, ставшей своеобразным донором при строительстве и реконструкции городской инфраструктуры. Дело в том, что она как отрасль приоритетная жила, как говорится, на широкую ногу в плане обеспечения материальными и финансовыми ресурсами и могла делиться ими с городом. Достаточно сказать, что все центральные автомагистрали столицы были реконструированы с помощью именно крупных машиностроительных предприятий. Скажем, проспект Мира–Манаса приобрел свой нынешний вид во многом благодаря оборонному заводу им. Ленина. Эти гранитные бордюры, реконструкция путепровода, самого большого в городе, эти стальные опоры линии электропередачи, которые до сих пор являются украшением улицы, были выполнены силами и на средства данного завода.
    В свое время мы с тогдашним директором завода Дмитриевым поехали к министру оборонной промышленности СССР Финогенову и выпросили на реконструкцию этой улицы деньги, а главное материалы, из фонда Минобороны.
    Большой вклад в благоустройство города внесло объединение “Ала–Тоо” — мощнейшее предприятие электронного производства.
    Тогда же в городе появилась так называемая Восточная промзона. Тут выросли и превратились в мощные индустриальные предприятия заводы электронных вычислительных машин, электровакуумного машиностроения, сверл и др. Параллельно успешно развивались легкая и пищевая промышленности. Вышел на проектную мощность Кыргызский камвольно–суконный комбинат, широким спросом не только в республике, но и за ее пределами пользовалась продукция фабрики “40 лет Октября” и трикотажного объединения “Илбирс”, практически большинство кыргыстанцев ходили в обуви объединения “Чолпон”.
    В этот период город переживал и строительный бум. Быстрыми темпами наращивали производственные мощности городские строительные тресты, домостроительный комбинат, трест стройиндустрии. Кроме того, создавались строительные организации и управления при министерствах и крупных предприятиях. И все они работали на город. Вспомните, сколько домов во Фрунзе построил Кыргызский горнорудный комбинат, те же самые заводы им. Ленина, им. Фрунзе, приборостроительный, ЭВМ, объединение “Ала–Тоо”.
     В те годы в среднем ежегодно вводилось 300–350 тысяч кв. метров жилья. Из них около 100 тыс. за счет средств заводов, фабрик и иных структур. Они также строили детские сады, клубы, другие объекты социально–бытового назначения. Их доля в развитии социальной сферы составляла примерно одну треть.
    И принципиально важно, что именно в те годы удалось разработать и утвердить генеральный план города. В его разработке участвовали четыре проектных института Москвы. Так что, повторюсь, именно в те годы город обрел современный архитектурный облик.
     — Кстати о генплане. В 60–70 годах город стал стремительно расширяться за счет микрорайонов, которых в Бишкеке с той поры насчитывается, если не ошибаюсь, шестнадцать. К сожалению, за годы суверенитета республики вокруг столицы образовалось кольцо более чем из двадцати так называемых районов самозастроек. Естественно, ни о каком генплане тут речи быть не может. Строительство ведется главным образом так, как позволяют финансовые возможности самозастройщиков. Не приходится говорить в таких условиях и о какой–либо инфраструктуре. Как оцениваете эту ситуацию вы как бывший руководитель города?
    — Рассматриваю это как трагедию города. Не знаю в мире ни одной столицы нормального государства, где бы пренебрегали “конституцей” города — его генеральным планом. Ведь, образно говоря, он определяет, во–первых, какая должна быть несущая конструкция городского организма, а во–вторых, параметры развития не только самого города, но и всей его агломерации. И те, кто не соблюдают эту “конституцию”, по сути посягают на святая святых города.
    Столица — это лицо страны. Зарубежные гости, как правило, судят о стране, об уровне ее развития, о благосостоянии и благополучии ее граждан прежде всего по впечатлению о столице. Не секрет, что если столица внушает доверие своей культурой, архитектурно–проектным и планировочным решением, то и инвестиции сюда идут охотнее.
    К сожалению, разрешив беспорядочное неплановое строительство в Бишкеке, власти города тем самым, во–первых, разрушили цельный организм города, а во–вторых, не разрешили ничьих проблем. В прежние времена районы подобных застроек называли “шанхаями”, в них нет самых элементарных удобств, никакой инфраструктуры. Да и строятся дома без всяких проектов, зачастую как попало. Помните, как мы в свое время боролись со всеми этими “шанхаями” и “нахаловками”, сколько снесли их? Это была головная боль города. И вдруг на границе ХХ–ХХI веков мы начали возводить новые.
    А когда нет элементарных условий для нормальной жизни, когда человеку нечем дорожить в этом городе, это же сказывается и на его отношении к окружающему, на его внутреннем мироощущении. Вот какая беда!
    — У этой проблемы есть и другая сторона. Не секрет, что основные самозастройщики плотного кольца вокруг Бишкека — бывшие жители сельской глубинки. Перемещение целых блоков сельского уклада в город приводит к тому, что, потеряв связь с сельской субкультурой и не имея физической возможности включиться в городскую, мигранты создают так называемую “барачную” субкультуру, в рамках которой обломки аильных традиций переплетаются с наспех усвоенными ценностями квазигородской цивилизации. Бишкекские старожилы единодушно отмечают, что за последнее десятилетие столица стала заметно более грязной, неухоженной, замусоренной, менее зеленой…
    — Вы абсолютно правы. Человека человеком делает культура. А вот эта маргинализация подрывает саму суть урбанистической культуры. Это особая культура. Приобщиться к ней можно, только если для этого есть соответствующие условия. Но как можно говорить, что вчерашние сельские жители приобщились к урбанистической культуре, если они живут даже в худших условиях, чем жили в своих родных местах.
    Не будем забывать, что сельская культура имеет глубокие народные, национальные корни. Сельский уклад — это огромный пласт самобытной культуры нации. Сельские жители — носители духовной культуры народа. А когда они отрываются от своих истоков, когда лишаются того уклада жизни, к которому привыкли с ранних лет, который впитали с молоком матери, и при этом не вживаются в городской уклад, остаются чуждыми урбанистической культуре — это для них серьезнейшая драма. Я бы даже сказал — большая трагедия. Конечно, если бы они обрели здесь себя, нашли свою судьбу, свое счастье, было бы здорово. Но, к сожалению, они здесь ничего не приобрели, только потеряли. Причем и город многое потерял с их массовым наплывом, и они потеряли.
    — Наверное, этим можно объяснить всплеск агрессивности и правонарушений со стороны обитателей районов самозстроек. С одной стороны, безработица, невозможность найти дело по душе, которое бы давало им устойчивый и обеспечивающий нормальную жизнь заработок. А с другой — постоянное раздражение от вида благополучных и более обеспеченных горожан, живущих заметно лучше и “красивее” их, сельских изгоев.
    — К сожалению, это так. И это трагедия огромного числа кыргызстанцев.
    — После работы в горкоме партии вы стали секретарем ЦК по идеологии. Однако с распадом Союза и отстранением КПСС от власти с идеологией на бывшем пространстве СССР практически покончено. Как вы расцениваете этот факт?
    — Реальная, живая идеология произрастает из социальной почвы. Искусственно придумать, насильно навязать народу идеологию едва ли на пользу обществу. Другое дело, если власть глубоко чувствует потребность общества, потребность страны в контексте времени и если она сумеет сформулировать эту потребность четко, понятно и тем самым задеть массы за живое, вдохновить и воодушевить их, то тогда, конечно, такая идеология нужна, она может укорениться и дать добрые всходы.
     Я думаю, что сейчас самое главное для нас — консолидация нации. Говоря “нация”, я имею в виду не сталинское определение ее, а общепринятое в современном мире понятие, когда под нацией подразумевается все население страны. Если мы сумеем консолидировать нацию (а это возможно только на созидательной идее), если мы сумеем сформулировать эту созидательную идею, то тогда она, бесспорно, овладеет массами. Но чтобы это произошло, она должна быть простой и ясной, а главное — произрасти из нашей почвы, из нашей сегодняшней действительности.
    По моим наблюдениям, люди страшно устали от того раздрая, который сопровождает нашу жизнь в последнее время. Устали от политиканов и от политиканства. Бесконечные деления на роды–племена, на регионы — это творение политиканов.
    — Но если политиканам удается набирать очки среди граждан, если их идеи находят в определенных кругах поддержку, значит, их мысли и действия отвечают требованиям времени, отвечают тому, чего хотят и ждут люди?
    — Знаете, я порой теряюсь, когда проходят выборы даже на уровне айыл окмоту. Избиратели как–то мало задумываются о том, что может поддерживаемый ими кандидат сделать для их села, для сельской общины. Главное, чтобы был из нашего рода–племени. Это самое настоящее самоубийство.
    Вообще талант любого уровня и масштаба — это национальное достояние. Во главу угла надо ставить созидательный потенциал избираемого на пост человека. Кем бы он ни был. Совсем не обязательно, чтобы в кыргызских селах руководитель был кыргыз. Важно, чтобы он был хорошим организатором. Если человек талантлив, честен, добросовестен, он будет работать не на себя, а на благо всех. Если с его помощью село сделает шаг вперед, это будет на благо всех, в том числе на благо превалирующего здесь клана или рода. Нет же. Сельчане лучше своего бездельника и бездаря поставят во главе айыл окмоту и мало думают, что от этого страдать будут и они сами.
    Наша беда — отсутствие рационализма. Мы и на уровне власти, и на уровне рядовых граждан можем решить свои проблемы только на путях рационализма. К сожалению, вот этого рационализма у нас нет. Нет его и при подборе кадров. Если бы при подборе кадров республиканского масштаба руководствовались в первую очередь интересами дела, это было бы примером и для тех же сельчан. Они же ориентируются на высшие органы власти, подражают им, копируют их.
    Главное, чтобы люди знали и видели свою выгоду, свои интересы. А это возможно только на путях трезвого и объективного анализа, на путях рационализма.
    — В связи с этим как вы, Карыбек Молдобаевич, расцениваете то, что происходит сегодня в республике? Эти бесконечные пикеты, бессрочные митинги, шантаж власти по поводу и без повода, требования какого–либо села или группы недовольных граждан отставки президента, премьер–министра, парламента?
    — С огорчением наблюдая за всем этим, я усматриваю здесь прежде всего деформацию нравственности, утрату элементарной логики, деградацию, которая поразила сегодня значительную часть общества. Нагляднее всего это проявилось в том, что мы узнали о состоянии дел в наших учреждениях исполнения наказаний.
    Да, там содержатся люди, которые нарушили закон, но они остаются гражданами нашей страны, это дети нашей земли, я не думаю, что в них не сохранилось ничего человеческого. Преступив закон, они получили по заслугам. Находящиеся в колониях люди должны отчетливо понимать, что за преступления против общества надо нести ответ и искупать свою вину. Но вместе с тем не позволено создавать им в неволе нечеловеческие условия.
    Я думаю, в том, что произошло в колониях, вина не только заключенных. Серьезная доля вины лежит на работниках ГУИН. Ведь не секрет, что через них, при их помощи проникали за высокие заборы наркотики, оружие и много других запрещенных вещей. Если бы система ГУИН работала на уровне предъявляемых требований, многих безобразий можно было бы избежать. В этом я уверен твердо.
    Конечно, прощать тех, кто нарушил законы, нельзя. Но важнее понять, как и почему стало возможно такое, вскрыть корни явления К сожалению, то ожесточение, та непримиримость, которые наблюдаются сегодня в обществе, — это путь в никуда.
    Беседовал Вячеслав Тимирбаев.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/12076/


Распечатать: Карыбек Молдобаев: Наша беда — отсутствие рационализма РаспечататьОставить комментарий: Карыбек Молдобаев: Наша беда — отсутствие рационализма Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Карыбек Молдобаев: Наша беда — отсутствие рационализма Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007