Распечатать: «Белая роза» — эмблема халявы РаспечататьОставить комментарий: «Белая роза» — эмблема халявы Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: «Белая роза» — эмблема халявы Посмотреть комментарии

6 июля 2005

СКАНДАЛЫ

«Белая роза» — эмблема халявы

    Владимир Ваныкин проработал в Национальной телерадиокомпании всю сознательную жизнь — 39 лет, причем последние 15 — главным звукорежиссером. Кадры у нас ценить умеют, поэтому заслуженный деятель культуры КР, опытнейший сотрудник, чье имя и уровень профессионализма знают все выдающиеся композиторы и музыканты Кыргызстана, сейчас трудится «как простой инженер», говоря словами Аркадия Райкина.
    Отчего полного знаний, сил и энергии специалиста новое руководство НТРК низвело до звания рядового звукорежиссера, остается только гадать. Но не на кофейной гуще — есть документ, проливающий свет на эту конкретную тайну кадровой политики. То есть служебная записка главного звукорежиссера ТПО «Мурас» Ваныкина президенту НТРК Т. Айтикеевой. Президент уже бывший, да и записка несвежая, так ведь и вся история началась еще три года назад.
    Начнем с 2002 года, когда был объявлен тендер на перепись на лазерные носители общего звукового фонда НТРК, который называют Золотым фондом. Дело это невероятной важности, поскольку в фонде накопилось десять тысяч часов записей на ферромагнитной ленте — музыка в исполнении выдающихся мастеров и оркестров, национальные оперы, музыкально–драматические произведения, чтение манасчи, сольные концерты вокалистов и много чего еще. Фонограммы делались таким образом более полувека. Теперь большинство из них состарилось, и существует риск навсегда утратить бесценное достояние культуры Кыргызстана.
    Ваныкин тендеру обрадовался: наконец–то власть взялась решить важнейшую проблему сохранения Золотого фонда для потомков. Ему как специалисту с многолетним стажем было отлично известно, что даже при соблюдении температурных и прочих норм хранения магнитная лента теряет свои свойства — эластичность, прочность, становится ломкой и деформируется. Предельный срок хранения магнитных фонограмм — 25 лет.
    Перезапись звукового фонда на новый носитель для архивного хранения необходимо делать цифровым методом. Такая копия по техническому качеству не отличается от оригинала, и ее звучание остается неизменным в течение всего срока жизнеспособности носителя. Стало быть, при перезаписи нужно выбирать самый качественный носитель, пригодный для архивации. Наилучшими и самыми доступными в наших условиях являются записываемые компакт–диски CD–R от фирм HHB и Quantegy, гарантирующие сохранность записей в течение 80–100 лет. У нас фирменной продукцией торгует лишь один магазин «Канцлер» — там оптовая цена компакт–дисков 85 сомов за штуку.
    Но, кроме всего сказанного, нужно, чтобы перезапись делали профессионалы на современном звукозаписывающем оборудовании.
    В Бишкеке Ваныкин такого специалиста знал — муж певицы Светланы Назаренко звукоинженер Алексей Лесников, имевший собственную цифровую студию фирмы «Ямаха». Лесникова он и отрекомендовал руководителям НТРК как наилучшую кандидатуру для участия в тендере.
    
    Наивный Владимир Владимирович. Он горячо болел душой за сохранность Золотого фонда Кыргызстана и ожидал того же от руководства НТРК. Однако не догадывался, что в таких делах выбор зависит от целой суммы признаков — кто чей муж, сват, брат. Потому что это не только почетно, но и выгодно. 3 миллиона сомов — а именно столько правительство выделило на производство перезаписи фонда — весьма соблазнительная сумма, чтобы отдавать ее «чужакам».
    Как ни дико покажется, но главного звукорежиссера в тендерную комиссию не включили. Понятное дело — слишком авторитетный эксперт, с чьим мнением пришлось бы считаться. Победило в конкурсе ОсОО «Белая роза», названное так в честь председателя и хозяйки — певицы Розы Амановой. Назвать выбор случайным совершенно невозможно, поскольку певица приходится родной женой экс–премьеру Кубанычбеку Жумалиеву, тогда занимавшему пост министра транспорта и коммуникаций.
    «Белая роза» начала перезапись Золотого фонда. К студии прикомандировали несколько сотрудников НТРК — для контроля качества. Они свою работу делали честно, но повлиять на выбор носителей не могли — полномочий таких не имели.
    В начале 2004 года состоялась презентация первого этапа выполненных работ. На тот момент на компакт–диски переписали 500 часов (одну двадцатую часть Золотого фонда). Видеозапись сюжетов, показанных по каналам КТР и КООРТ, засвидетельствовала большое торжество и — одновременно — дешевые китайские диски с надписями: «Оригинал — 350 мин.».
    Ваныкин был в шоке. Во–первых, на диск такого качества нельзя записывать более 80 минут звучания, а производить сжатие, то есть записывать до 6—7 часов — смерти подобно. Смерти фонограммы имеется в виду. Именно такое сжатие по системе МР–3 и практиковала «Белая роза», экономя место на дисках. Во–вторых, как утверждают специалисты–пользователи, «органический слой отходит от неорганического, воздух попадает между слоями диска. Происходит окисление звукозаписывающего слоя диска, что приводит к полному его браку. Диск попросту «ржавеет», даже если его не эксплуатировать. На некачественных бытовых компакт–дисках это происходит максимум за два года».
    То, что подавалось как огромное достижение, на самом деле было катастрофой. Три миллиона сомов плюс дополнительно выданные на эти цели 500 тысяч сомов растаяли, как утренний туман, через пару лет перезаписанный на китайские диски Золотой фонд превратится в прах. Зато «Белая роза» — владелица второй копии всего заархивированного материала — может, как предупреждают специалисты, претендовать на права продажи записей фонда.
    Теперь немного математики. Китайские компакт–диски стоят 9 сомов штука — в 10 раз дешевле западных. Даже если на них записали 1000 часов (допустим на минуточку, что писали по 60 минут), потребовалось бы купить 1000 дисков за 9000 сомов. Но если учесть, что в реальности на большинстве компактов записано по 320–350 минут, их приобретение обошлось студии в сущие копейки. Пусть какая–то часть денег ушла на оплату труда работников, производивших перезапись (сколько их было и какую зарплату они получали, уже невозможно узнать — «Белая роза» увяла), что–то платилось за аренду помещения и оборудования. С большим допуском предположим, что на все про все было потрачено 100 тысяч сомов. Ну ладно, 200 тысяч. А всего их было, напомним, 3500000 сомов.«Где деньги, Зин?» — как пел Владимир Высоцкий.
    1 марта 2004 года Ваныкин написал ту самую служебную записку Айтикеевой. Ответа, естественно, не получил. Через год с небольшим произошла революция, руководство НТРК сменилось, и Ваныкин пошел к нему искать справедливости. Не для себя старался — для дела. Новый зам. председателя телерадиокорпорации Жылдыз Муслимова махнула на его рассказ рукой: «Мы все это знаем».
    Теперь, значит, что? Надо вновь изыскивать средства, объявлять новый тендер и переделывать всю работу — то есть перезаписывать на качественные компакт–диски весь Золотой фонд, включая и первую тысячу часов. То есть — опять на горизонте маячат большие деньги. Новому руководству, так же, как и прежнему, Ваныкин в этом деле опять не нужен и даже крайне нежелателен со своими профессиональными советами и настырностью. И его без предупреждения переводят из главного в рядовые звукорежиссеры.
    А на его место ставят человека, который раньше был у Ваныкина ассистентом и в работе отнюдь не преуспел — частенько опаздывал, прогуливал, и начальнику приходилось писать наверх докладные о срыве заданий.
    Но вице–президент НТРК Жылдыз Муслимова считает, что все правильно: «Я нашла молодого «звукача» Нурлана Разакулова. Он очень неплохо себя зарекомендовал. Он молодой, способен освоить компьютерную технику». На вопрос, были ли у Ваныкина выговоры, Жылдыз Осмоновна ответила: «Это в кадрах». Его перевели потому, что он часто приходил на работу к часу дня, его приходилось разыскивать».
    Ваныкин не отрицает, да бывало и так. Зато работать очень часто приходится до позднего вечера. Есть тонкость, которую специалисты знают. По утрам голос у вокалиста «спит», поэтому записи делаются обычно ближе к вечеру, когда голос «просыпается». Оттого сдвигается график работы звкукорежиссеров. «Кстати, именно благодаря коммерческим записям, которые я делал в вечернее время, удалось заработать десятки тысяч сомов, на которые для студии куплены три новых дорогих прибора», — уточняет ситуацию Владимир Владимирович.
    «В кадрах» сказали, что выговоров не было. А приказ о его понижении в должности издали по указанию руководства. Да и вообще теперь новый Кодекс о труде, так что с профкомом эти вопросы не согласовывают, можно понизить и без выговоров. И посоветовали поговорить с юристом, которая как раз зашла в отдел. Гульжан Омуралиева беседовать была не настроена: «Кто вы такая, откуда и почему я должна отвечать на ваши вопросы?». Узнав, кто, откуда и почему, резко ответила, что для понижения в должности должны быть какие–то мотивы. Но уточнять, имелись ли эти самые мотивы и какие именно, не стала: «Он в суд подал, вот в суде и разбирайтесь». Вот такой нынче юрист пошел…
    Кстати, о способностях. Когда в телерадиокомпанию поступила новейшая японская техника с инструкциями на английском, которые толком никто не мог перевести, именно Владимир Ваныкин докопался, разобрался и освоил самостоятельно. Молодым, конечно, у нас везде дорога. Но если ради молодых и малоопытных (Разакулов работает в НТРК с 2001 года) убирать с дороги специалистов высочайшего класса, куда эта дорога заведет?
    Народный артист Кыргызской Республики Турсун Уралиев, режиссер фондовых передач, сказал о Ваныкине с уважением: «Это Мастер, заслуженный деятель! Весь музыкальный фонд он создавал. Я не понял, почему с ним так поступили». Уралиева бывшее руководство в тендерную комиссию тоже не включило. Очевидно он, как и Ваныкин, слишком хорошо разбирается в деле и мог стать помехой для «Белой розы».
    Ж. Муслимова отчетливо понимает, что Золотой фонд нужно заново переписывать на звуковые носители хорошего качества. Этим вопросом, по словам вице–президента, она начала заниматься сразу же после назначения на этот пост. Она полагает, что на те средства, которые были выделены в прошлом, можно было закупить необходимую аппаратуру и произвести архивирование силами специалистов НТРК. А теперь снова нужно просить у правительства деньги, ждать. С магазином «Канцлер» есть договоренность о поставке компакт–дисков высокого качества. Придется объявлять тендер.
    Спрашиваю Жылдыз Осмоновну, кого предполагается включить в тендерную комиссию. «Дело еще до комиссии не дошло. Будем включать профессиональных «звукачей», — отвечает она. — «А Ваныкина?». — «Он хорошо пишет компьютерную музыку, но не владеет современной техникой. Он столько лет сидел, можно было сделать здесь».
    Ваныкин сделал все, что было в его силах, это ежику понятно — жизнь положил на то, чтобы собрать Золотой фонд. Да, характер у него, может быть, и не сахар — настырный, упертый. Вот в суд подал на родную компанию. Он человек небогатый — до сих пор в его квартире стоит телевизор советского производства. Но ему не эти потерянные при понижении в должности 67 сомов 20 тыйынов жалко, хотя и это деньги при нынешних смешных зарплатах. Он должен быть уверен, что великое культурное наследие кыргызского народа будет сохранено для потомков. Потому что Ваныкин — не манкурт. И если его и Турсуна Уралиева снова не включат в тендерную комиссию (а к тому, кажется, идет), это будет доказательством профнепригодности не их двоих, а нового, постреволюционного руководства Национальной телерадиокомпании.
    Как выяснилось, приказ на Ваныкина (3 1/155 от 18.05.2005) был составлен весьма хитромудро. В нем указано лишь, что он освобожден от должности главного звукорежиссера и ранее выплачивавшаяся надбавка в сумме 67 сомов 20 тыйынов аннулируется. Причина не названа, должность, на которую Ваныкина переводят, не указана. То есть родное руководство оставило себе хитрую лазейку, позволяющую в любой момент указать Владимиру Владимировичу на дверь: боец свободен.
    Итак, даст правительство денег на перезапись Золотого фонда или не даст? Но есть еще несколько вопросов. Может быть, Генпрокуратура займется вопросами, как потратила три с половиной миллиона сомов «Белая роза», куда ушли «остатки», почему был изготовлен (и принят) заведомый брак? Вот и взыскать бы эти средства да снова пустить в дело. Конечно, когда речь идет о потерянных страной за время акаевского правления миллионах долларов, 3,5 млн. сомов не кажутся очень большой суммой. Но для НТРК их хватило бы на покупку необходимого для перезаписи оборудования, качественных компакт–дисков, и еще осталось бы на зарплату.
    Пройдет какое–то время, улягутся послевыборные страсти, начнет работать новое правительство. И оно сделает непоправимую ошибку, если отодвинет культуру на задний план и кинется первым делом восстанавливать экономику. Сумерки культуры — это сумерки сознания. Если не сумеем сохранить Золотой фонд, потеряем гораздо больше, чем просто пласт искусства, — потеряем духовность.
    Уже теряем. Атай Огонбаев звучит на казахском радио. Те самые записи — из Золотого фонда…
    Рина ПРИЖИВОЙТ.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10654/


Распечатать: «Белая роза» — эмблема халявы РаспечататьОставить комментарий: «Белая роза» — эмблема халявы Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: «Белая роза» — эмблема халявы Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007